Нужно ли менять лифт?
Вопрос от собственника: В 2035 году нам придется менять все лифты на сумму ~ 60 млн. руб.?
Ответ председателя ТСН Ковалева С.В.: Лифты не нужно менять, мы их обслуживаем, это всё ложь и происки дилетантов. Мы меняем запчасти постепенно по заключению специалистов. У ТСН «Селезнева 88\1» заключен договор со специализированной лифтовой компанией - ООО «ТехноЛифтСервис» которое и осуществляет постоянный плановый и регламентный контроль лифтов. В случае выхода из строя тех или иных комплектующих и имеющих отношение к капитальному ремонту их необходимо менять. В противном случае тот или иной лифт необходимо будет вывести из эксплуатации. По мере регламентного обследования и соответствующих рекомендаций мы и принимаем эти решения на общем собрании.
Вопрос от собственника: Но это текущий ремонт. А как же замена кабины, рельсов, дверей, противовеса и т.д.?
Ответ председателя ТСН Ковалева С.В.: Читайте документы, вы ничего не знаете.
Сергей Валерьевич либо умышленно вводит жильцов в заблуждение, либо попросту сам дилетант в этом вопросе. Мы, озадачились и обратились за консультацией в несколько компаний, которые занимаются экспертизами лифтов, в АО «Щербинский лифтостроительный завод», которые производят лифты (установленные у нас в доме), а также пообщались с двумя руководителями управляющих компаний. И вот что нам рассказали практики и производитель лифтов. Сейчас будет очень много букв, но постарайтесь их прочитать и осознать масштаб проблемы: что собственнику нашего дома надо знать о лифтах и ремонтах.
1. Текущий (самый мелкий) ремонт осуществляет в нашем доме подрядная организация ООО «ТехноЛифтСервис». Мы им платим в год 1 048 073,40 или 2,15 рубля с квадратного метра за так называемое комплексное обслуживание: это и работа кнопки аварийный вызов, диспетчеризация, это регулярная проверка запчастей и механизмов, замена перегоревших лампочек в кабинах, предохранителей, и прочих недорогих мелочей. Перечень работ закреплен в договоре обслуживания, он есть в отчете председателя.
2. Текущий (мелкий) ремонт лифтов - производится без отдельно закрепленных протоколов решений собственников. Средства на это просто закладываются ежегодно в смету доходов и расходов как расходы на мелкий ремонт лифтов либо в статью Аварийный ремонт, либо в непредвиденные расходы. (например, оплавилась панель вызова лифта, хулиганы разбили зеркало, ежегодная поверка выявила необходимость замены троса и тд.). В этом случае «ТехноЛифтСервис» составляет акт, делает коммерческое предложение, и мы можем либо купить запчасть и монтажи у них, либо выбрать для этих (разовых) работ другого подрядчика, другого поставщика.
3. Капитальный ремонт лифта – это комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов лифтового, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные (п. 2.4.2 Правил Госстроя 170).
Поскольку капремонт – затея дорогая, ее проводят за счет средств фонда капитального ремонта – ведь законодатель специально разделил мухи с котлетами и все самые дорогие работы по ремонту общего имущества выделил в группу КАПИТАЛЬНОГО – замена или ремонт кровли, фундамента, фасада, замена или капремонт инженерных сетей, лифты.
Средства со счета капремонта невозможно просто в один клик перевести подрядчику, которому симпатизирует наш председатель. Эту сделку контролирует банк.
Нужно провести общее собрание, утвердить на нем сроки, объемы, стоимость работ, дату начала работ и лицо, имеющее право подписывать договор и акт выполнения работ от имени собственников дома. Смета должна быть составлена в Гранд-Смете, формы КС-2, КС-3. Проголосовать «ЗА» такие работы должны не менее 2/3 от всех собственников дома.
Мы с вами в прошлом году как раз делали капремонт одного из лифтов, общей стоимостью 162 тысячи рублей из статьи капремонта. И кровлю за 4 миллиона. Эти работы финансировались со специального счета, где мы копим деньги как раз для таких случаев. Тут все оформлено верно: собрание, сметы, ка-эски, справки - вопросов нет.
4. В понятие капитального ремонта лифтового оборудования включено не только проведение самого ремонта, но и проведение иных мероприятий, таких как замена или модернизация. Такое правило установлено п. 1 ч. 2 ст. 166 ЖК РФ.
Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав общего имущества многоквартирного дома (далее ОИ МКД), поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ), размер которой зависит от доли собственника в праве собственности на ОИ МКД (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) не имеют значения. То есть за лифты платят все!
Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённым решением ТС от 18.10.2011 № 824. В Приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене.
Про освидетельствование, дающее право на продление срока эксплуатации оборудования, вышедшее из нормативного срока использования.
Россия присоединилась к Техническому регламенту Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» в 2011 году. Требования регламента категоричны - лифты полностью меняются по истечении 25 лет. Однако, количество лифтов, которые в 2011 году подлежали одновременной замене, было настолько огромным, что Фонд капремонта взмолился и законодатель был вынужден сделать поправки к регламенту - продление работы лифтового оборудования в многоквартирных домах на 5 лет. *при условии, что освидетельствование покажет, что оборудование находится в технически исправном состоянии.
Через пять лет оказалось, что все Фонд все равно не справляется – и поблажки продлили еще на 5 лет.
Недавно вышло «сааамое последнее» продление – до 15 февраля 2025 года. То есть лифты, срок которых (25 лет) истек, например, в этом году, – могут заказать экспертизу и «выбить» себе еще 2 года. Но потом всё. Совсем всё. Лифты подлежат замене.
Возможно, через 10 или 15 лет придумают новые поправки. Или поправки к поправкам. Но мы должны заниматься планированием бюджета, а не фантазированием и надеждами.
Что касается наших с вами лифтов, они должны продержаться в строю до 2035 года. Затем их необходимо менять на новые, об этом нас уверил зам. главного инженера завода изготовителя. Все детали лифта начиная с направляющих выходят из строя! Лифтовое оборудование необходимо утилизировать!
Как это будет: на текущих ремонтах, на замене масла и предохранителей, на капитальных ремонтах редукторов, лебедок, моторов – известно только богу Рандому. Впереди 13 лет, миллионы спусков-подъемов, перевозки людей и мешков со штукатуркой, диванов, шкафов и роялей.
Одно известно наверняка (это не наше мнение, а двух разных экспертов-практиков и завода производителя) – шанс заменить в лифте какие-то запчасти и получить еще 25 лет продления – призрачный. Есть таблица соответствия параметров (их около 30), есть такой момент как моральное устаревание, снятие с производства – то есть, нет гарантий, что завод, на котором производились наши лифты, будет производить точно такие же лифты 13 лет спустя или хотя бы запчасти к ним, или хотя бы комплектующие.
Прогресс неумолим. Технические требования к оборудованию постоянно меняются, усложняются, подстраиваются под новое законодательство и новые технические регламенты. Через 13 лет наши лифты превратятся в старенькое барахло, даже если мы им припудрим редукторы и подрумяним кнопочную панель. Еще на 25 лет в эксплуатацию лифты никто не допустит.
Если только не случится чудо.
Наш председатель может считать себя Коперфильдом, в управляющих у него может быть сам Летучий голландец, но вопрос остается открытым: где нам взять в 2035 год 60 миллионов рублей на замену 17 лифтов? Если из нашего спецсчета, нашей кубышки капитального ремонта, деньги постоянно успешно осваиваются? Если за кровлю мы оплачиваем по 4 миллиона вместо двух?
И последнее. 60 миллионов рублей на замену - это при текущей стоимости лифта в 3,5 млн руб.
Сколько будут стоить лифты через 13 лет? Так же? Вряд ли…
Будут ли субсидии и госпрограммы по поддержке собственников? Нет, не будут! На совещании, которое прошло месяц назад в администрации города - высказались очень однозначно: лифты — это головная боль собственников. Не можете платить – уходите в кабалу в Фонд капремонта. Почему этого делать не стоит ни в коем случае, мы расскажем в другой раз. Это тема еще одной большой статьи.